Памятка для родителей будущих первоклассников по организации предметно-пространственной развивающей среды дома
«Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни.»
Коменский Я.
Что надо сделать для того, чтобы создать в своём доме предметно-развивающую среду?
- Внимательно «посмотреть» на своего ребёнка, оценить уровень его физического и психического развития, уяснить для себя, в чём он отстаёт, а в чём опережает своих сверстников. Особенно важно понять — к какому виду деятельности ваш ребёнок предрасположен, имеются ли у него задатки для развития каких-либо способностей и талантов. Полезно на этом этапе проконсультироваться у детского психолога.
- Разработать проекты функциональных зон СРЕДЫ, которые включают перечень желаемых «видов» оборудования для каждой зоны и «привязку» каждой зоны к определённому месту в доме.
- Провести «инвентаризацию» всех игровых средств, игрового и другого оборудования и решить, что вы будете использовать в дальнейшем, а что можно выбросить .
- Приобрести оборудование , необходимое для ребенка и установить его в вашем доме.
Создание развивающей среды, в которой лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых, ребенок более активно и глубоко познаёт окружающий мир – важное условие воспитания.Решением такой проблемы могут стать наши добрые советы по организации важных развивающих зон в домашней обстановке.
«Книга в вашем доме»
Можно было бы опустить разговор о книгах, если бы мы с вами на этапе дошкольного возраста в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книге. Ведь он формируется поэтапно: вначале ребёнок рассматривает иллюстрации, слушает содержание, а затем приступает к чтению. Именно в семье зарождается бережное отношение к книге. Технические средства – мощные соперники книг: телевизоры, компьютеры — зрелищно показывают мир вокруг, увлекают детей, привязывают их внимание к себе.
«Моя родословная, или ленточка моей жизни»
Мы уже отмечали выше, что детям нравится свое собственное отображение. Значит, на виду, хорошо бы иметь свои собственные фотографии. Еще лучше — когда ребенок постоянно может видеть перед собой семейную фотографию: папа, мама, я. Но еще лучше, когда рядом фотографии из нашей родословной.
«Ну-ка, зеркальце, скажи.»
Дети дошкольного возраста любят рассматривать себя в зеркало, и мы советуем предоставить им такую возможность. Разместите в квартире трельяж, с его помощью ребенок может и должен увидеть себя сбоку, т. е. в профиль. Это, если хотите, своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно — жить в ладу с самим собой.
«Важность детских плечиков»
Где мы храним детскую одежду на каждый день? В шкафу, а то, что носится сегодня, оставляем на стульях.
Хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и вешает всю одежду туда. Но лучший вариант — приобрести детские плечики. Количество таких плечиков соотносится с количеством одежды. Ее размещение по сезонам, немногослойно воспитывает внешнюю культуру поведения, бережливость и аккуратность — далеко не последние нравственные качества, нужные каждому человеку. Именно в дошкольном возрасте формируется привычка складывать аккуратно свою одежду.
«Уголок потерянных вещей»
Соблюдать порядок в доме можно легко и действенно, если в игровой форме предложить ребёнку быть Главным по дому и дать задание: чтобы не было у нас «Маш-растеряш», если кто увидит, что вещь лежит не на месте — сразу же несём её в этот уголок. Очень важен такой уголок для воспитания собранности.
«Вышиваем — мастерим»
в квартире продумывается уголочек будущей мастерицы или уголок умелых мужских рук. Для девочек — в него необходимо поместить шкатулку с клубочками, нитками, лоскутками разных тканей, обязательны ножницы. Из них можно делать занимательные аппликации. Для мальчиков — положите дощечку, на которую можно прибивать гвозди небольшим молотком. Привлекайте к воспитанию мальчиков – отцов.
«Альбомы по интересам»
Как узнавать, развивать, формировать интересы ребенка? Мы предлагаем идти путем проб и ошибок в тех случаях, когда нет у ребенка к 4 — 5 годам явно выраженных положительных интересов. С этой целью советуем приобрести несколько альбомов для коллекций. Важно познакомить ребенка с новым словом и предложить собирать и наклеивать, всё, что ему нравится
«Мини-картинная галерея»
Мы с вами, дорогие родители, конечно, не профессионалы и не сможем в полной мере объяснить дошкольнику особенности пейзажных картин, композиционное построение, наложение света и тени, подбор красок и многое другое, но важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм с детства.
«Мешочек добрых дел».
В наш стремительный век, время резких контрастов окружающей нас жизни, нужно бы не опоздать и сделать самое главное дело: заложить семена доброты в наших детей. Сейчас же добрые чувства у дошкольников становятся всё более дефицитными.
Здесь же мы рекомендуем использовать идею замечательного, выдающегося педагога современности Амонашвили и организовать «Мешочек добрых дел».
«Детская лаборатория — это серьезно»
Мы знаем, что ребенок сам по себе исследователь. Часто дети ломают игрушки, пытаясь исследовать предмет, попавший в руки. И почти всегда получает замечание от взрослых. А это явление надо всячески поддерживать. Полезнее создать детскую лабораторию, т. е. собрать в ящичке или на специальной полочке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокль, увеличительные стекла, термометры, микровесы, компасы
«Уголок ребусов, шарад, головоломок»
Общеизвестно, что родители общаются с ребенком от 15 до 30 минут. Имеется в виду прямое общение, т. е. время, когда мама или папа что-нибудь читают, рассказывают, что-то вместе мастерят.
«Пусть звучит музыка».
Зачастую в доме звучит такая музыка, которую любят сами родители. Давайте в связи с этим обратимся к авторитетным исследователям, и узнаем, из всех искусств особенно музыка развивает правое полушарие головного мозга, т. е. образное мышление. Не стоит удивляться, что дети, обучающиеся музыке быстрее осваивают иностранные языки, память у них лучше и запоминают они больше. Доктор медицинских наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует засыпанию ребенка, легкому, радостному пробуждению, и в целом успокаивает нервную, систему. Значит, наряду с детским репертуаром хорошо бы иметь записи классической музыки.
Как вы видите, эта работа непростая, она требует, как материальных, так и временных затрат. Но важно помнить, что чем раньше мы обеспечим ребёнку возможность деятельности в предметно-развивающей среде, тем легче будет идти процесс его воспитания и обучения. Мы сможем раньше понять, какая деятельность для ребёнка наиболее привлекательна, а это поможет нам правильно определить стратегию его дальнейшего развития.
Поэтому правильно поступают те родители, которые начинают создавать предметно-развивающую среду для своего ребёнка с момента его рождения.
Вспомним притчу о молодой маме, которая задала известному педагогу вопрос: «Моему ребёнку исполнился год. Я могу начинать его воспитывать?» В ответ она услышала: «Да, конечно, но Вы опоздали, ровно на год». Это также справедливо и для создания предметно-развивающей среды в вашем доме.
Успехов вам в ваших начинаниях, уважаемые родители!