Картотека игр — проверка готовности к школьному обучению
Физиологическая готовность
Упражнение «Обведи по точкам»
Цель: развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.На листе бумаги с помощью точек нанесен контур рисунка. Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
Упражнение «Штрихи в рисунке»
Цель: развитие тонкой моторики рук.
Упражнение заключается в штриховке различных фигурок. Можно использовать самые различные виды штриховки: по вертикали, горизонтали, диагонали, петлями, волнистыми линиями и т. п.
Упражнения на ловкость
- Упражнение «Пройди, не урони». Положить мяч на ракетку — ходьба по прямой. Правильно держать ракетку и не уронить с нее мяч.
- «Подбрось и поймай мяч на ракетку».Многократное подбивание мяча ладонной стороной ракетки снизу вверх после отскока мяча от пола.
- «Попади в цель».Дети становятся в две колонны. Каждый играющий должен закатить мяч в ворота из кеглей, подсчитать число мячей, попавших в ворота.
- «Перекати мяч с ракетки на ракетку».Дети стоят парами с ракеткой в руках, по команде воспитателя перекатывают мяч с ракетки на ракетку.
- Упражнения на развитие мелкой моторики «Футбол». Левая ладонь лежит ребром на полу, полусогнута. Это «ворота». Пальцы правой руки поочередно забивают гол — подталкивают шарик к левой ладони.Мячик держать большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д.Удерживать мячик одним согнутым пальцем.
- «Поймай мяч в воздухе».Дети в парах стоят напротив друг друга. Один набрасывает мяч другому на ракетку и ловит его после отскока.
Интеллектуальная готовность
Игра «Не пропусти растение»
Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.
Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны хлопнуть в ладоши. Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб,кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза.
Игра «Найди отличия»
Цель: развитие у детей зрительного внимания.
Детям показываются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Учитель предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки. Психолог: Что здесь нарисовано? Эти картинки одинаковые или нет? Перечислите все отличия на этих картинках.
Игра «Ладонь! Кулак!»
Цель: развитие у детей слухового внимания и координации движений.
Дети стоят полукругом, учитель перед ними. Педагог командует (сначала это сопровождается соответствующими действиями): «Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!» и т. д. Затем темп произношения команд увеличивается, те, кто сбился, выбывают. Выигрывает тот, кто остался в игре последним.
Игра «Делай, как я»
Цель: развитие у детей произвольного внимания.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу учителя поднимает правую руку первый ребенок, по второму сигналу — второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал они начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать сначала поднятую правую руку, затем левую. Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.
Личностная готовность
Упражнение «Инструкция»
Проводится как бы школьный урок. Взрослый в роли учителя, ребенок (дети) – ученики. Из группы выбирается тот, кто «идет к доске» (водящий). Ему дается лист с заранее нарисованными на нем фигурами. Задача водящего — в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа водящего. Затем водящий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция водящего. Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.
Упражнение «Для чего ходят в школу»
Ведущий бросает мяч и спрашивает. Пример: В школу ходят, чтобы играть; в школу ходят, чтобы читать… и т.п. (если правильно — хлопнуть, а если не правильно — топнуть)
Упражнение «Ассоциация на слово “первоклассник”»
Участники встают в круг, и, передавая друг другу мяч, называют свои ассоциации (первое слово, которое приходит на ум) со словом «Первоклассник».
Упражнение «Школьник и дошкольник»
Цель: помочь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.
Взрослый: «Ребята, как вас называют в садике? А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание, ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как дошкольник».
- На уроке.
- Дома.
- С друзьями и т.п.
Упражнение «Урок или перемена»
Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене
Ты уже знаешь, что в школе бывают уроки и перемены. На уроках и переменах школьники ведут себя как? (по-разному) Сейчас я буду кидать мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники – на уроке или на перемене.
- Читают
- Играют
- Разговаривают с друзьями
- Просят у друга ластик
- Пишут в тетради
- Отвечают на вопросы учителя
- Решают задачки
- Готовятся к уроку
- Едят яблоко.
Социально – психологическая готовность
«Секретное письмо» Цель: развитие внимания, восприятия Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть ребенок попытается угадать, что написали вы «прозрачными красками на прозрачной бумаге». Следующее секретное послание писать ребенку.
«Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«Нарисуй и зачеркни» Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления. На столе перед ребенком находится лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает:
- нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;
- нарисовать три крута, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;
- нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.
«Черный, белый не берите, «да» и «нет» не говорите» Цель: развитие произвольного внимания Игра начинается так. Ведущий говорит: «Вам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите!» После этого он ведет с участником игры беседу, задает разные провокационные вопросы с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: «черный», «белый», «да», «нет».Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры проштрафившийся «выкупает» свой фант. Все участники игры имеют по несколько фантов. При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, что-то рисуют и т. д. Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя.
«Холодно – горячо, право – лево»
Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве. Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперёд, три шага налево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребёнок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.