Анкетирования по оценке доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ и удовлетворенности качеством их предоставления

Аналитическая справка по итогам анкетирования

Мониторинг удовлетворенности родителей психолого-педагогическими услугами, предоставляемыми государственными и муниципальными образовательными организациями. Срок проведения с 21 февраля по 15 декабря 2022 года

Готовность к школе

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться»
Л.А. Венгер.


Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Что  же включает в себя подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

Интеллектуальная готовность к школе означает:

  • к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
  • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
  • ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
  • должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

  • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
  • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

  • понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
  • наличие интереса к учению и получению новых знаний;
  • способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
  • усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Внимание.

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

Математика.
Цифры от 1 до 10.

  1. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
  2. Арифметические знаки  « > », « < », « = ».
  3. Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  4. Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.

Память.

  • Запоминание 10-12 картинок.
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Мышление.

  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…»,  «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»,  «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  • Определять последовательность событий, что было  сначала, а что – потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Складывать пазлы без помощи взрослого.
  • Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

 Мелкая моторика.

  • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
  • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
  • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
  • Выполнять аппликации.

 Речь.

  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
  • Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
  • Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
  • Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
  • Различать в словах звуки.

Окружающий мир.

  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Тестирование для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях

Для детей старшей группы: